Монастыри православные в России

Монастыри православные в России
   как сложившиеся формы христ. общин «служителей Богу» монахов, живущих по определенному уставу, стали возникать на Руси в кон. 10 нач. 11 в. При киевском великом князе Ярославе Мудром, по свидетельству «Начальной летописи» под 1037 г., «черноризцы начаша множитися и монастыреви починаху бытии». Сам Ярослав построил в Киеве два М.: Георгиевский - мужской и Ирининский женский. Тогда же появился в Киеве и учредитель Печерского М. преп. св. Антоний, признанный основоположник монашества на Руси. Киево-Печерский монастырь был самым крупным и почитаемым, строгого общежительного устава, ставшего образцом для др. М.
   В первые два века христианской жизни Руси наибольшее число М. возникло в центральной полосе страны: по Среднему Днепру, Ловати, Волхову. По подсчетам исследователей, из 70 монастырей, известных до кон. 12 в., на эту полосу приходилось до 50. Остальные обители были рассеяны по южн. и сев. Руси, в таких городах, как Галич, Чернигов, Переславль-Залесский, Смоленск, Полоцк, Ростов, Владимир, Тверь, Ярославль, Москва и др. «Почти все эти монастыри, - сообщает В.О. Ключевский, ютятся внутри городов или жмутся к стенам, не уходя от них далеко в степную или лесную глушь. Но являясь пока спутниками, а не проводниками христианства, монастыри этим самым с особой чуткостью отражали переливы исторической жизни». Иной характер получает монастырское строительство в 13–14 вв. в связи с христианизацией и хозяйственным освоением более дальних, малозаселенных территорий севера и северо-востока страны. Здесь М. стали образовываться неспешно, отдельными христ. подвижниками, выходцами из монашеских общин центральных районов страны. Дальние М. становились опорными пунктами и распространителями культуры, к-рая в большей мере, чем в др. местах отечества, получила религ. окраску и базировалась на идеологии православия.
   В 14–15 вв. заметно возрастает роль М. в экономич., политич. и церк. жизни страны. В этот период возникли такие крупные М., как Троице-Сергиев, Ферапонтов, КириллоБелозерский, Валаамский, Соловецкий, Ипатьевский и др. За монастырскими стенами шла своя интенсивная жизнь. При всей видимой духовной сосредоточенности общинного бытия в монашеской среде были свои борения, течения, дозированная полемика (где больше, где меньше). Игумены М. избирались монахами обычно из своей среды и по общему решению ими же и смещались. Налаживались межмонастырские связи.
   Постепенно складывалась и оформилась общая система монастырского управления и подчинения. М. делились на лавры (высшее звено), ставропигиальные (т. е. управляемые главой церкви непосредственно из центра), 1, 2 и 3-го классов, штатные и нештатные. Штатные М. находились на государственной дотации, нештатные существовали за счет «безгрешных доходов», пожертвований богомольцев. Сложившееся разделение М. на мужские и женские не всегда соблюдалось, что неоднократно вызывало критику церк. иерархов. Так, на Соборе 1503, а затем Стоглавом 1551 принимаются решения с осуждением «средостенных» М., где совместно проживали монахи и монахини. Тем не менее такие М. встречались в России и позже. В своих замечаниях Стоглавому собору царь Иван Грозный указывал между прочим на то, что «архимандриты и игумены некоторые службы божия и трапезы и братства не знают, а покой только в келиях с гостями имеют, да племянников своих вмещают в монастырь».
   Благодаря денежным, материальным и земельным пожертвованиям государственных правителей, знати, купечества и других граждан многие М. быстро превратились в крупных феодалов-вотчинников. В 15–16 вв. рост монастырского землевладения начал тревожить великокняжескую власть, испытывающую недостаток в землях для вознаграждения служилого дворянства. В 1572 пр-во запретило производить земельные вклады в крупные М., а в 1581 на церковном соборе было принято решение о безусловном запрещении М. приобретать земли. Все эти меры все же не остановили процесса материального накопления М., хотя экономич. деятельность и не являлась осн. функцией монашеского бытия. Во вт. пол. 16 в. в России было не менее 200 М.
   М., особенно в отдаленных от центра районах, были очагами распространения культуры. Большие М. имели хорошие библиотеки религ. и светской лит-ры; монахи переписывали рукописи, вели летопись местных событий (напр., «Соловецкий летописец»). Мо щные монастырские стены и др. фортификационные сооружения служили надежной защитой от вражеских набегов не только людям, но и хранимым в М. материальным и культурным ценностям. Не случайно именно в М. историки находили наиболее важные рукописные и печатные памятники старины: напр., в Ипатьевском М. обнаружена знаменитая «Повесть временных лет», а в богатой библиотеке Кирилло-Белозерского М. сохранились старейшие списки «Задонщины» и др. раритетные документы. Монастырские ансамбли сами по себе являются архитектурно-культурными памятниками, отразившими влияние разных зодческих школ Москвы, Киева, Новгорода, Владимира. Высоко ценима и храмовая живопись мн. М. фрески Андрея Рублева, Даниила Черного, Дионисия, Дмитрия Плеханова, Федора Игнатьева и др.
   В 18–19 вв. значение М. в жизни страны снижается, что было связано с общей тенденцией к секуляризации социально-политич. отношений, хотя в сфере церк. деятельности их роль была по-прежнему велика. Численный рост правосл. М. продолжался. В нач. 20 в. в России насчитывалось 527 мужских М., в к-рых обитало 19 285 монахов, и 429 женских М. с 61 722 монахинями (характерно, что число монахинь в три раза превышало число монахов). К 1917 в стране действовало 1025 правосл. М., в к-рых было ок. 100 тыс. монахов, монахинь и послушников.
   Октябрьская революция нанесла жестокий удар по всей системе монастырской деятельности: М. закрывались, их имущество и земля национализировались. В 1930 был закрыт последний из действовавших в то время на территории СССРМ. Даниловский М.
   После начала Великой Отечественной войны, когда несколько смягчились отношения между церковью и гос-вом, начинают предприниматься робкие шаги к возрождению М.: было принято решение о восстановлении в пределах Троице-Сергиевой лавры мужского М., к-рый открылся вскоре после окончания войны. В 1942 в стенах Муромского Благовещенского М. стал действовать главный его собор. В 60-е гг. проходит реставрация зданий и помещений целого ряда М., в к-рых открывались музеи. Но только в 80-х гг. гос-во начало постепенно возвращать М. РПЦ. В 1983 решением Совета Министров СССР РПЦ был передан Свято-Данилов М. «для устройства официальной резиденции Московской Патриархии». В 1987 верующим возвратили Введенскую Козельскую Оптину пустынь, где был возрожден мужской М., в том же году в Ярославской обл. церкви передан Толгский М., в нем открыта женская обитель первая на территории РФ. В 1989 были возрождены Ново-Голутвинский женский М. и крупнейший Иосифо-Волоколамский ставропигиалъный мужской М. В сер. 90-х гг. было открыто 138 М., среди к-рых: Ново-Иерусалимский, Воскресенский, Свято-Троицкий, Ипатьевский в Костроме, Свято-Троицкий, Новоголутвинский в Коломне, Святогорский под Псковом. В наст. вр. РПЦ располагает 185 мужскими и 205 женскими М., а также 47 монастырскими подворьями. В России находятся 242 М., на Украине 89, в др. странах СНГ, Балтии и дальнего зарубежья 57 М.
   Серьезные экономия, трудности и общественно-политич. нестабильность в стране в последнее десятилетие 20 в. сказываются и на процессе становления монастырской жизни. Это отражается и на темпах возрождения монастырских строений, и на устройстве самого общинного быта. Во всех М. помимо осуществления их главной, молитвенной, задачи большое значение неизбежно уделяется хозяйственной деятельности, что иногда приводит к увлечению коммерческими операциями. Но в то же время позитивный опыт трудовой деятельности монастырских общин способствует упрочению роли М. в РПЦ. Нек-рые М., укрепляя свое материальное положение, обзавелись подсобными хозяйствами по производству продуктов питания; в ряде общин успешно работают реставрационные, пошивочные, ремонтные мастерские. Напр., в Свято-Троицком Новоголутвинском женском М. г. Коломны организовано несколько рукодельных мастерских: ткацкая, керамическая, вышивальная, иконописная, столярная. Монахини обслуживают и свой маленький автопарк. Большое внимание уделяется в М. и религ. - просветительной деятельности среди населения: открываются воскресные школы, действуют хоровые и художественные кружки (напр., в Рождественском женском М. Москвы открыта хоровая школа). В нек-рых крупных М. имеются гостиницы, читальные залы и даже больницы. Налаживается и издательскотипографское дело по выпуску ре лиг. лит-ры.
   В.В. Горбунов

Религии народов современной России: Словарь / — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Республика,. . 2002.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "Монастыри православные в России" в других словарях:

  • Православные монастыри. Путешествие по святым местам — Специализация …   Википедия

  • Православные выставки-ярмарки — повторяющиеся несколько раз в год распродажи товаров, так или иначе связанных с православной тематикой и сбор пожертвований. Основными участниками являются православные храмы, монастыри, издательства, иконописные мастерские, реставраторы,… …   Википедия

  • Православные монастыри — Православные монастыри. Путешествие по святым местам Специализация: научно познавательный журнал Периодичность выхода: один раз в неделю по вторникам Язык: русский Адрес редакции: Россия, Москва, Ленингр …   Википедия

  • Православные ярмарки — Православные выставки ярмарки повторяющаяся несколько раз в год распродажи товаров и услуг, так или ииначе связанных с православной тематикой. Основными участниками являются православные храмы, монастыри, издательства, иконописные мастерские,… …   Википедия

  • Православные праздники — или священные дни, установлены синайским законодательством и восходят ко временам Ветхого Завета. К ним примыкают праздники, получившие свое начало в Новозаветное время. Каждый из них посвящен воспоминанию важнейших событий в жизни Иисуса Христа… …   Энциклопедия «Народы и религии мира»

  • Монастыри — (от греч. monastērion келья отшельника)         в ряде религий общины монахов (мужские М.) или монахинь (женские М.), принимающие единые правила жизни (устав).          Древнейшие М. возникли в Буддизме в середине 1 го тыс. до н. э. в Индии.… …   Большая советская энциклопедия

  • Монастыри Санкт-Петербурга — В православии, в отличие от латинства (католицизм, лютеранство) и других течений в христианской религии духовенство делится на духовенство белое и духовенство чёрное. Лица, причисленные к белому духовенству живут в миру среди мирян, чёрное же… …   Википедия

  • Православные храмы Иванова — Свято Введенский женский монастырь …   Википедия

  • Православные братства и сестричества —    С самого начала русское монашество утверждалось на принципах «общего жития», к рое и составляло основу правосл. братства в сугубо церк. смысле этого слова. Достаточно вспомнить, что основатель русского иночества преп. Феодосий Печерский ввел в …   Религии народов современной России

  • Список монастырей России — Соловецкий монастырь в 1915 году. Фото С. М. Прокудина Горского В список включены монастыри нескольких религиозных конфессий (православие …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»